Вівторок
07.05.2024
18:09
Погода в Васильевке
Форма входу
Пошук
Календар
«  Травень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записів
Наші опитування
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 27
Друзі сайтуа
  • Все для веб-майстера
  • Скачать можно все!
  • КЗ "ЗОЦТКУМ" ЗОР
  • Управління освіти і науки Запорізької обласної державної адміністрації
  • Міністерство освіти і науки України
  • Федерація спортивного оріентування Запорізької області
  • Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Василівська районна станція юних туристів

    ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

    ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

    А сюрприз состоял вот в чем. Над «алтарем» на поверхности известнякового натека исследователи обнаружили выдолбленный рукою древнего человека крест и грубое рельефное изображение человеческого лица! Но это было еще не все. Ниже алтаря среди глыб «хаоса» зияет провал — ход в нижний этаж. Там оказались кости домашних животных и два скелета пещерных медведей.

    Археологи считают, что пещера служила святилищем, так и хочется сказать — первобытному человеку. Однако человек, отправлявший культовые обряды в пещере, не был таким уж первобытным. Судя по находкам керамики, то был кизилкобинец. Жил в горном и предгорном Крыму в IX—VI веках до нашей эры. Строил жилища в долинах, занимался примитивным земледелием и скотоводством.

    Кому ж поклонялись люди в своих пещерах-храмах? На этот счет единого мнения нет. Одни исследователи считают - богам воды, другие - Солнцу. Ведь крест - это древний символ огня, солнца. А скорее всего, поклонялись и тому, и другому. Возможно древние скотоводы считали пещеру МАН «домом» солнца (поклонялись ему у алтаря, когда солнце высвечивало на нем свой символ) и воды (приносили водяному богу жертвы, сбрасывая их в колодец, где в нижнем этаже пещеры находится небольшое озерцо).

    Но как туда попали пещерные медведи? Совершенно нельзя представить, чтобы они «добровольно» стали протискиваться сквозь узкий вертикальный лаз, желая попасть с верхнего этажа в нижний. Да и не протиснулись бы. Тем более невероятно, чтобы люди сбросили туда их туши. Может быть, нижний этаж имел более удобный выход где-нибудь на склоне пониже?

    Но кизилкобинец не был первым человеком, поднявшимся на яйлу. За много тысячелетий до кизилкобинцев яйлу посещали кроманьонцы, охотники каменного века. Кремневые наконечники их стрел, обломки ножей и ножевидных пластинок иногда вымывают потоки дождевых и снеговых вод, бегущие по колеям яйлинских дорог. Постоянным же домом древним охотникам служили пещеры и гроты в теплых долинах. Эти гроты, эти пещеры давно привлекали археологов. Именно археологи, а не спелеологи были первыми исследователями крымских пещер. Археолог К.С.Мережковский впервые на территории России обнаружил в Волчьем гроте следы деятельности человека древнекаменного века. Произошло это в 1880 году. В 1924 году Г.А.Бонч-Осмоловский в пещере Киик-Коба отыскал захоронение двух неандертальцев: ребенка и взрослого. Первая находка палеолитического человека в России! Впрочем, и Волчий грот, и Киик-Коба от Демерджи довольно далеко. Но это совсем не значит, что нога неандертальца не ступала на ее склоны и плато.

    ...А рядом с кизилкобинцами выжигали лес, обрабатывали мотыгами землю под свои крохотные посевы, пасли скот, охотились, ловили рыбу ранние тавры. Те самыа тавры, с потомками которых пришлось иметь дело милетским и гераклейским грекам — торговцам, мореплавателям. О том, что тавры жили в этих местах, определенно говорит таврский могильник, обнаруженный на юго-вс сточных склонах Демерджи — на правом берегу Сотеры, в урочище Малаба. Настоящий таврский «город мертвых» есть на отрогах Долгоруковской яйлы, на дальних подступах к Большой Демерджи у села Барабановки, а у села Петрово — кромлех ( круглая или прямоугольная ограда из врытых в землю камней).

    Долгое время считалось, что именно таврам горный Крым обязан своим античным именем — Таврика. Впрочем, никто не знает настоящего имени тавров, которых и народом-то назвать можно с большой натяжкой, поскольку, скорее всего, они не были едины в этническом отношении. Вероятнее всего, это был конгломерат разноязычных и по-разному звавшихся племен. А таврами этих людей нарекли все те же греки — то ли за свирепый, как им казалось, нрав («таурос» по-гречески бык), то ли потому, что тавры будто бы обладали несметными стадами крупного рогатого скота. Правда, судя по материалам археологических раскопок, основу тверских стад составляли все те жа козы и бараны, но, может быть, грекам здешнее поголовье коров и быков по сравнению с тем, что они имели у себя на родине, казалось преогромным?

    Однако существует и другое, более убедительное объяснение происхождения слов «Таврика», «тавры», и ему, по-видимому, следует отдать предпочтение. В античное время были распространены топонимы с корнем «тавр», происходившим от «тур», что на одном из восточных языков означало «гора». И вполне возможно, что «Тавром», «Таврикой» греки первоначально называли горный Крым. А тавры — это жители Тавра, горцы. Нам же тавры оставили гробницы («каменные ящики»), кромлехи, менгиры (остроконечные, вертикально поставленные камни культового назначения ), развалины небольших убежищ на скалах у древних проезжих дорог.

    Кто же они, эти люди, жившие в Крыму задолго до нашей эры? Племена, населявшие Таврику искони, или пришельцы? Это равно интересно. И равно не ясно до сих пор, кем доводятся они своим современникам, жившим на Кавказе и на Балканах. Но какое-то родство тавров с киммерийцами и с фракийцами угадывается. А кем доводятся тавры кизилкобинцам? Только ли соседями? Очень может быть, что кизилкобинцы были одним из племен большого конгломерата, названного таврами. И вполне вероятно, что пещера МАН была их святилищем, поскольку рядом с ней пролегала скотопрогонная тропа из Алуштинской долины на летние пастбища.

    Тавры были не только скотоводами, но и неплохими строителями. Жили в домах с дымоходами. Отдельные плиты их «каменных ящиков» весят до трех тонн. Их приходилось транспортировать по пересеченной местности порой на несколько километров. Но таврские «инженеры» справлялись с этой работой.

    Однако у древних греков тавры слыли не столько пастухами, земледельцами, строителями, сколько воинами и пиратами, смелыми и жестокими.

    Чем же объяснить жестокое негостеприимство тавров? Может, тавры испытывали постоянную нехватку «материала» для человеческих жертвоприношений, о которых свидетельствуют античные документы? А не тем ли, что гости сами были с хозяевами не слишком вежливыми?

    А может, все это — небылицы. И первые эллинские купцы-мореплаватели, открыватели земли тавров, сочинили их, чтобы прибавить весу своим подвигам в глазах соотечественников или чтобы запугать конкурентов?

    Может, участники античных колониальных экспедиций россказнями о жестокостях и дикости варваров оправдывали собственную жестокость и дикость в обращении с таврами.

    .„Скифы, просочившиеся в VII—V веках до нашей эры сквозь узкое горлышко Перекопского перешейка, постепенно затопили крымскую степь, изгнав обитавших там киммерийцев. И как в доисторические времена Сарматское море остановилось у подножия гор, так и на этот раз об их лесистые склоны разбилось море кочевников.

    Кочевые скифы становились земледельцами, смешивались с греками, перенимали, язых и культуру. Позднескифское государство с центром в Крыму (городом Неаполисом, находившимся на нынешней юго-восточной окраине Симферополя) просуществовало с III века до нашей эры по III век нашей эры. На востоке, у берегов Боспора Киммерийского, крепло Боспорское царство, на западе набирал силу торговый и ремесленный город-государство Херсонес. А у подножия Демерджи тавры все так же мотыжили землю, пасли свой скот и зорко несли сторожевую службу у дорог, ведущих на их землю. И тем не менее вечный неодолимый процесс взаимного влияния и смешения народов привел к тому, что около рубежа нашей эры тавров от скифов некоторые древние авторы уже не отделяли и называли то тавроскифами, то скифотаврами.

    Крым — удивительная страна. Он был лакомым кусочком для всех, кто нуждался в территориях, поставляющих сырье и хлеб. В первом веке нашей эры у берегов Таврики появились римские галеры. Суровые легионеры в боевых доспехах приобщили местных жителей к великой римской культуре, а военачальники, сидевшие в крепостях, познакомили их с достоинствами римского права. После распада Римской империи Таврика, можно сказать, «по наследству» досталась Византии.

    ...По причерноморским степям катились с востока на запад и с запада на восток племена и народы: сарматы, аланы, готы, гунны, болгары, хазары, печенеги, половцы, татаро-монголы...

    «Свято место пусто не бывает» — человек издревле ценил удобную для жизни местность. Не случайно многие современные города ведут свое начало от первобытных поселений. Однако палеолитические стоянки на склонах Большой Демерджи не найдены. И вообще на Южном берегу Крыма обнаружены лишь редкие находки единичных кремневых орудий древне- и новокаменного века. Похоже, что в самом деле эти места были впервые по-настоящему заселены и обжиты именно таврами.

    Однако существует и другое объяснение этому факту. Рельеф южного склона Крымских гор молод, возможно, его формирование очень активно протекало уже в историческое время, и мы не находим следов пребывания неандертальца или кроманьонца к югу от Главной гряды просто потому, что они уничтожены поздними обвалами, оползнями, размывами.

    Известно, что расположенная у подножия Демерджи территория нынешней Алушты уже была заселена при таврах, а склоны горы обжиты людьми тоже с тех давних времен. При византийцах здесь сооружены крепости. Крепость Алустон была весьма крупной и мощной по тем временам. А под самым нынешним хаосом демерджийского обвала на холме, буквально нависая над долиной, стояла крепость поменьше — Фуна. Однако и у нее ширина стен поверху была до двух метров. Здесь же находилось крупное средневековое поселение Фуна (позднее — село Демерджи).

    Нетрудно себе представить, как жили люди в этом селении. Наверное, они были не только земледельцами, пастухами, но и ремесленниками и воинами. Здесь останавливались путники перед долгой нелегкой дорогой, отдыхали в теплых домах за надежными стенами. Здесь можно было отладить вдруг «забарахлившую» по пути из Алустона повозку, подтянуть ослабевшую сбрую, запастись тем, что понадобится в дороге («едешь на день — запасайся на неделю». А ехали на месяцы). В местных кузницах приводили в порядок лошадей, сбивших подковы на острых каменистых спусках, возвратившиеся из-за гор купцы. В храме ставили свечу святому Георгию. В харчевне пили за счастливую торговлю местное виноградное вино. Богатые купцы нанимали здешних молодцов для охраны своего добра и драгоценных жизней на пути мимо мрачных ущелий и лесов, где наверняка слонялось немало всякого лихого люду. Их мог обидеть любой кочевник. Правда, в мирное время кочевники тоже разумели пользу торговли, но случалось, что орды степняков, исполнившись ратного духу, двигались на благодатную страну Дори, расположенную в горно-лесном и южнобережном Крыму (VI в. н. э.), с северных равнин поднимаясь в горы, продираясь сквозь леса. Вот на этот случай и повелел византийский император Юстиниан I в VI веке поставить крепости в Горзувитах и Алустоне, перегородить перевалы и горные проходы «длинными стенами». Остатки этих стен до сих пор сохранились в теснине Ангарского ущелья, возле устья Курлюк-Су и западнее истоков ручья Суботхан, у пересохшего озера Ханлы-Гель и в некоторых других местах.

    На южном склоне Демерджи и сейчас можно найти развалины средневековых поселений: так называемые «греческие поляны», руины храма Ай-Андрий (X—XII вв.). Это незаурядное архитектурное сооружение было сложено из аккуратных легких блоков известкового туфа — травертина, который неподалеку и добывался.

    В XIII веке у берегов горной Таврики появились торговые и военные корабли итальянцев — венецианцев, а затем генуэзцев. С XIV века генуэзцы уже творили суд и расправу на всем юго- восточном побережье. Во второй половине XV века самоуправство хищников-феодалов братьев ди Гуаско наводило ужас на окрестное население.

    Экономические и социальные неурядицы, а также нарастание турецкой опасности привели к тому, что в генуэзских колониях резко уменьшилось количество итальянцев, и накануне нападения турок (в 1475 г.) эти колонии некому было защищать. Настали времена турецкого владычества.

    В XVIII веке история сделала крутой поворот в судьбе Крыма.

    Старая Демерджи увидела однажды, как шли с севера, продираясь сквозь лесные дебри Ангарского перевала, русские войска. Это на выручку занятой турками Алуште спешил отряд генерал-поручика графа Мусина-Пушкина численностью 2850 солдат и офицеров. Демерджи видела, как с семитысячным отрядом янычар бились они, как опасно был ранен в бою у деревни Шумы (теперь Верхняя Кутузовка) молодой подполковник Михаил Илларионович Кутузов, видела и то, как, теряя фески и тюрбаны, побежали солдаты султана к своим кораблям, стоявшим на алуштинском рейде. Так бесславно закончился крупный десант, предпринятый турками летом 1774 года.

    Гренадеры вынесли из боя своего командира. Омыли рану водой ручья, что вытекал неподалеку из-под скалы. Кутузов не умер, и это показалось чудом. Позже родилась легенда о целебном источнике, спасшем жизнь будущему великому русскому полководцу. О целебной силе крымских вод и грязей знали еще древние греки. Но вот что касается источника у селения, то вода в нем самая обыкновенная. А жаль: так хочется верить, что именно источник спас жизнь М.И.Кутузову.

    …После длительных русско- турецких войн, которые окончились поражением Турции, Крым в 1783 году вошел в состав Российской державы.