Середа
08.05.2024
06:19
Погода в Васильевке
Форма входу
Пошук
Календар
«  Травень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записів
Наші опитування
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 27
Друзі сайтуа
  • Все для веб-майстера
  • Скачать можно все!
  • КЗ "ЗОЦТКУМ" ЗОР
  • Управління освіти і науки Запорізької обласної державної адміністрації
  • Міністерство освіти і науки України
  • Федерація спортивного оріентування Запорізької області
  • Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Василівська районна станція юних туристів

    "Пещерные города. Тепе-Кермен, Мангуп, Эски-Кермен, Бакла.."

    Бахчисарай (путеводитель) "Пещерные города"

    "Пещерные города"

     


    После осмотра кладбища выходим на плато, с которого открывается величественная панорама Крымских гор. Бесконечными планами уходят они к горизонту, где возвышаются Чатыр-Даг, Роман-Кош, плоскогорье Бабуган-яйлы, видны массив Бойки и Ай-Петринская яйла. А внизу, в глубокой темно-зеленой долине, поднимается усеченный конус Тепе-Кермена. Если вы хотите полюбоваться ближними и дальними окрестностями, держите путь от восточных ворот по краю плато. Дорога пролегает среди зарослей горного дубняка, грабинника, можжевельника и кизила. Отсюда хороший вид на долину, над которой господствует скала Орта-Кая ("средняя скала") и следующая за ней гряда скал, сплошным гребнем тянущаяся к северу. Из-за темно-зеленых гор поблескивают башни обсерватории. Плато слегка повышается, тропинка сворачивает к юго-востоку, и внезапно из синей глубины возникает зеленая, увенчанная скалами, усеченная пирамида упомянутой выше горы Тепе-Кермен.

    Перед нами будто некий остров, тонущий в необозримых далях на фоне синих, голубых, нежно-сиреневых очертаний далеких гор Главной гряды. В некоторых местах можно спуститься по мягким осыпям крутого склона и через сосновый лес выйти на открытую, свободную от зарослей пологую седловину. Крутая тропа, ведущая через лес к вершине, внезапно обрывается у подножия скалистой громады.

    Тепе-Кермен - эрозионный останец, типичная форма развития рельефа в предгорном Крыму. С вершины плато (высота его 542 метра над уровнем моря) открывается обширный вид на долину реки Качи, на села по ее берегам, на далекие очертания гор. Любуясь всей этой красотой, невольно поражаешься царящей здесь тишине и безлюдью... "Глубоким, подлинным средневековьем веет от этих немых свидетелей прошлого"*.

    информация* Никольский П. В. Бахчисарай и его окрестности. Симферополь, 1927.

    Раскопки последних лет показали, что городище Тепе-Кермен имеет по крайней мере три строительных периода. На длительное обитание человека указывают и находки вещей, датируемых временем от раннего средневековья до XIII века. Затерявшийся в юрах останец во время гуннского нашествия мог служить убежищем для местных жителей. По мнению ряда ученых, уже в V веке здесь было поселение. Исследователь же этого городища Д. Л. Талис полагает, что памятник можно датировать VIII-XIV веками.

    Слева от входа на плато, почти у самого края,- пещерная церковь VIII-IX веков. В архитектуре ее есть сходство с традициями пещерных храмов из внутренних областей Малой Азии (Каппадокии) и прибрежных мест (Анатолии), издавна имевших связь с Таврикой. Носителями этих традиций были иконопочитатели - монахи и миряне, бежавшие из Византии в эпоху иконоборчества в Таврику и нашедшие здесь сходные естественные условия. Ими, по-видимому, и вырублена на Тепе-Кермене пещерная церковь.

    Каковы особенности храма? Прежде всего, он не вытянут, как обычно, от входа к алтарю, а сильно расширен. Молящиеся размещались полукругом перед сильно выступающим предалтарным помещением. Из шести колонн этой части храма три сохранились полностью и две частично. В нижней части алтаря высечены кресты, а под окном - углубление для жертвенника.

    В полу церкви в средние века были высечены две гробницы. Против входа еще одна гробница, устроенная в стене; над ней надпись греческими буквами, плохо сохранившаяся. Судя по характеру букв и стилю языка, академик В. В. Латышев, виднейший знаток крымской эпиграфики, относит время ее начертания к IX-X векам.

    Археологически Тепе-Кермен мало изучен. Начатые в 1967 году раскопки пока не дали полной картины возникновения города и жизни в нем.

    В центре городища раскопан большой дом из четырех помещений, превосходящий по своим размерам другие, сходные сооружения того же времени в горной Таврике. В каждом помещении оказались специальные вырубки и гнезда для установки пифосов. Большинство находок датирует гибель здания XIV веком, возможно, от землетрясения.

    Исследовано и меньших размеров помещение с лестницей из штучных блоков. Время сооружения - XII век, верхний же слой здания, его массивная кладка из тесаного камня принадлежит XIV столетию. Поблизости обнаружены следы ломки камня в первый период существования городища. Здесь найдена была двусторонняя пластина с изображением святых.

    В северо-восточной части городища, как показали раскопки, больше керамики и хозяйственной утвари, но меньше черепицы, стены помещений значительно тоньше.

    У южного края плато заметен фундамент небольшой часовенки с намеком на полукруг абсиды из огромных, грубо обработанных каменных блоков. Очень интересна правая пещера на крайней южной оконечности плато. Несколько ступенек вниз, и мы на "воздушном балконе", открытом с двух сторон; в каменном полу круглые, правильной формы углубления, возможно для больших пифосов. Не исключено, что это своеобразная кладовая или "винподвал".

    Помимо остатков наземных построек, на Тепе-Кермене, несмотря на его малые размеры, около 250 пещер, в основном, правда, в нижних ярусах. Нижние пещеры Тепе-Кермена - это остатки примыкавшего к городу сельского поселения. Для обозрения их надо спуститься с плато и идти направо вдоль отвесных скал: шагов через пять-десять, миновав несколько низких пещер обычного типа, выходим на довольно широкую и ровную площадку. Тут неожиданно повисает над нами огромный массив отвесной желтоватого цвета скалы, весь изрезанный глубокими и высокими пещерами необычного вида, - подобных им нет ни в Чуфут-Кале, ни в других "пещерных городах". Перед комплексом этих пещер - что-то вроде каменной возвышенной площадки. А дальше - груды камней, возможно от наружных пристроек к пещерам.

    Как полагают ученые, кроме сельского поселения, некогда здесь был монастырь. В пещерах встречаются высеченные на стенах кресты и знаки, относящиеся к символике раннего христианства (например, рыба), что подтверждает древность Тепе-Кермена.

    Двухъярусные и трехъярусные пещеры тянутся вдоль восточного и южного склонов очень высоких отвесных скал. Обойти пещеры можно лишь у самой кромки, держась как можно ближе к стенам. В одном месте, над правильной формы дверью (вход в пещеру), видны снаружи вырубки для двускатной крыши.

    Обойдя Тепе-Кермен, выходим на прежнюю дорогу. Спустившись и свернув влево, попадем по дну балки в лес. Ровная широкая лесная дорога сменяется вскоре каменистой тропой, выводящей нас на обширное плоскогорье. В юго-восточной части его виднеется гора Бешик-Тау ("колыбель-гора").

    Сильно пересеченная местность ближайших окрестностей Бахчисарая создает возможность совершать разнообразные прогулки и проложить разные маршруты. Различные варианты их с каждым годом привлекают все больше туристов. С двумя из них - Чуфут-Кале и Тепе-Кермен - мы уже познакомились. От Тепе-Кермена, свернув налево по проселочной дороге, выйдем на узкий южный отрог ближайшего к нам плато. Это плато - Кыз-Кермен. Одноименное городище, более древнее, чем Чуфут-Кале, находится именно здесь, хотя на первый взгляд ничто не выдает его присутствия - мох, кустарник, местами прогалины. Кажется, что на плато никогда никто не жил, тем более что тут нет и воды. Впечатление это обманчиво: при раскопках обнаружены остатки раннесредневекового поселения и развалины мощной крепостной стены.

    На Кыз-Кермен можно пройти, обойдя гору Бешик-Тау с правой стороны, через территорию Михайловского лесничества по старой дороге, ведущей в долину Качи (здесь теперь проходит туристский маршрут № 22). Миновав ореховый сад, увидим плоскогорье, отвесные скалы которого подобно белой сверкающей ленте выделяются на темно-зеленом фоне растительности.

    Первое описание Кыз-Кермена сделано в начале нынешнего века П. В. Никольским. Тогда в наиболее узком месте плато дорогу преграждала огромная груда камней. Внутри укрепления было много развалин наземных построек, имевших во многих случаях странную круглую или овальную форму, среди них попадались осколки битой черепицы.

    В 1961 году археолог А. Л. Якобсон раскопал здесь остатки жилых и хозяйственных строений из бутового камня. По мнению ученого, они принадлежали поселению VIII-IX веков. Сразу за бывшей крепостной стеной сохранились остатки двух домов, далее у восточного края плато - следы пяти виноградодавилен. Там же, у восточного обрыва, видны еще следы ворот и основание защищавшей их башни. Несколько выше в скале находится единственная пещера Кыз-Кермена с трудным спуском в нее по едва заметной лестнице. На противоположной стороне, недалеко от конца стены, был, видимо, спуск на дно долины, возможно, к источнику или на реку Качу: сохранились кое-где вырубки - следы примитивной лестницы. Кыз-Кермен, находясь вблизи дороги, ведущей из степей и с Южного берега в Херсонес, был на пути к экономическому процветанию, но уже к X веку прекратил свое существование.

    В переводе Кыз-Кермен значит "девичья крепость". Существует широкоизвестная легенда, в которой рассказывается о любви владелицы крепости и юноши из Тепе-Кермена.

    Спустившись с плато Кыз-Кермен и выйдя на дорогу, оказываемся в центре большой впадины, постепенно повышающейся к востоку. Впадина эта расположена между двумя плоскогорьями - только что описанным (Кыз-Кермен) и другим, напротив него. Дорога, с которой видны далекие голубые горы, то вьется среди молодых ореховых садов, то выводит на живописные поляны. Если углубиться затем в лес, попадем по лесной дороге в долину реки Качи, где находится еще один интересный памятник - Качи-Кальон, средневековое поселение и монастырь.

    В Качи-Кальон - два пути. Один из них - вниз по течению Качи; другой - не спускаясь в долину Качи, свернуть с описанной выше дороги под прямым углом к югу и следовать до вершины платообразной горы. Это и есть Качи-Кальон. Отсюда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На протяжении многих километров далеко внизу змеится лента шоссе, видны селения, правильные ряды молодых фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи - все как на ладони.

    Скалы Качи-Кальона нависают над головокружительной пропастью. В одном месте над долиной далеко вперед выступает утес, напоминающий нос гигантского корабля. Следуя в западном направлении, спускаемся по лесной дороге, а в конце - по густо заросшей лесной тропе в обход скалы, через Змеиную балку. Избранный маршрут позволяет полнее представить себе этот единственный в своем роде памятник природы и истории.

    Из Бахчисарая в Качи-Кальон можно проехать и рейсовым автобусом. Довольно широкая долина реки вскоре за селом Предущельным сужается, стесненная высокими скалами правого берега. Выйдя у остановки по требованию (2-е Предущельное), осмотрим скалу Таш-Аир. Внешне она ничем не отличается от соседних. Однако на светло-желтой ее поверхности можно различить рисунки красной охрой - живопись первобытных людей. Перед нами выдающийся памятник, связанный, по всей вероятности, с поздним энеолитом (конец III - начало II тысячелетия до н. э.). Руками древних обитателей Качинской долины - земледельцев, скотоводов, охотников - нанесены эти рисунки, изображающие повседневные сцены из их жизни (например, сцена охоты: лук, стрела, нападение какого-то хищника на лошадь и т. д.).

    Рядом, в глубокой расселине между скалами, из-под огромного утеса вытекает родник, а через сотню шагов - склон горы, усыпанный обломками скал и множеством камней. Козьи тропы ведут наверх, к отвесным скалам правобережья, где видны черные квадраты пещер Качи-Кальона.

    Разрез белокаменной горы поражает контрастом с левым лесистым берегом. В массиве отвесной стены - два колоссальных свода, образовавшихся, видимо, оттого, что гигантские куски скальной породы когда-то отделились от массива и рассыпались по склонам. По дороге нам попадутся не только камни, но и отдельно стоящие скалы с искусственными пещерами. Некоторые из пещер хозяйственного назначения (в них устроены тарапаны - винодавильни), другие представляют собой небольшие церковки или часовни, в полу которых высечены гробницы.

    На склонах лепилось в средние века поселение, о чем говорят находки археологов - большие пифосы для хранения вина, множество тарапанов, одичалые виноградные лозы. Здесь было некогда большое хозяйство феодального типа. О населении здешних мест известно мало. Некоторый свет проливает лишь могильник VI-VIII веков (у села Баштановки), имеющий много общего с могильником того же времени под Чуфут-Кале.

    Поднимаясь, все выше по тропинке, проходим мимо многоярусных пещер (многие из них сообщаются друг с другом) и приближаемся наконец к куполообразному гроту, внутри которого три яруса искусственных пещер средневекового монастыря. На площадке перед гротом - остатки оборонительной стены, сложенной из штучных камней. Трудно теперь судить, как размещался тут монастырь; сейчас узкое пространство в глубине грота загромождено осыпью камней и ничем не ограждено от пропасти, над которой свисают две дикие черешни с причудливыми корнями, уходящими в обнаженные скалы. Выше этой площадки - крутой подъем к источнику, над ним высечен в скале большой крест, по форме своей не имеющий аналогии в других пещерных церквах и монастырях Таврики.

    Монастырь возник в IX веке и просуществовал шесть столетий. При нем было кладбище, оно расположено ниже, на вершине утеса. Гробницы высечены в массиве скалы. Рядом на ровной небольшой площадке несколько сохранившихся каменных надгробий.

    "Под занавес" осмотрим внизу, у шоссе, уцелевшую часть стены храма, высеченную в скале. В 1850 году здесь был устроен скит, названный именем св. Анастасии. Скит упразднен и закрыт в 1921 году, и с тех пор Качи-Кальон становится объектом экскурсионного осмотра.

    На Качи-Кальоне не было планомерных раскопок. Этот значительный и своеобразный памятник средневекового Крыма ждет еще своих исследователей.

    Нам кажется, что в этой книге следует ознакомить читателей и с такими интересными памятниками средневековья, как "пещерные города" Эски-Кермен и Мангуп, хотя они и находятся довольно далеко от Бахчисарая (но все же в пределах района). Время основания их относится к раннему средневековью. Оба на протяжении столетий были - каждый в свое время - культурным и хозяйственным центром значительной по размерам и густонаселенной округи.

    Находясь недалеко друг от друга, по характеру своему они совершенно различны. О Мангупе английский путешественник начала XIX века Э. Д. Кларк сказал: "Ничто в какой бы то ни было части Европы не превосходит ужасающей величественности этого места". Подступы к нему - крутые склоны, прорезанные глубокими оврагами; он окружен малопроходимыми лесистыми холмами и горами. Эски-Кермен намного меньше, доступнее; его окружают небольшие уютные долины, окаймленные белыми причудливыми скалами, за которыми простираются далеко уходящие к горизонту поля. Оба памятника расположены в исключительно живописных местах, и каждый из них прекрасен по-своему.

    Эски-Кермен находится в 5 километрах к юго-западу от села Красный Мак, куда можно доехать рейсовым автобусом из Бахчисарая. По живописным берегам реки Каралез раскинулись богатые усадьбы колхозников, новые общественные здания. Село пересекает асфальтированное шоссе, переходящее в хорошую грунтовую дорогу. Вскоре слева, среди долины, предстанет огромный массив скалы - Эски-Кермен, вернее, северная, самая узкая его часть.

    Всего проще подняться на плато, обойдя скалу с севера. Но мы пойдем по другому пути - из того же села Красный Мак через лес: когда шоссе кончится, надо свернуть влево, подняться на лесистый холм и идти по лесной колесной дороге, а затем по тропе, еле заметной среди густого соснового леса. Далее следуем по дороге, которая приведет нас к северо-восточной оконечности плато, откуда можно подняться на вершину. Для любителей пешего хождения есть еще и третий путь: доехать на автобусе до села Танкового (по дороге из Бахчисарая на Ялту), перейти через реку Бельбек и по очень живописной дороге, мимо причудливых скал, держать путь в село Красный Мак, а оттуда - к цели путешествия по одному из указанных выше маршрутов.

    Эски-Кермен, как и другие "пещерные города", находится на одном из отрогов Внутренней гряды Крымских гор, состоящих из твердых известняков нижнетретичных и меловых пород. К северу плато имеет легкий наклон, а к югу резкий обрыв, наподобие отвесной стены, что и использовалось с целью обороны. Эски-Кермен - типичная столовая гора - как "воздушный остров" возвышается среди окружающих долин. Лишь в немногих местах был возможен доступ на плато, в частности, но узкому ущелью с севера, но его нетрудно было защитить - как раз здесь и видны следы оборонительных сооружений.

    Осмотр Эски-Кермена можно начать с южной стороны, где увидим на склоне под обрывами отдельную, наполовину скрытую зарослями скалу с двумя входами. Это так называемый "Храм трех всадников" (или, как раньше его называли, "трех мучеников"). На северной стене - большая роспись (125x330 сантиметров). На ней изображены три скачущих всадника, имена которых не сохранились; один из них, по-видимому, Георгий Победоносец, два других остаются безымянными. По нижнему краю - следы плохо сохранившейся греческой надписи. Предпринимались попытки ее перевода, вернее сказать - расшифровки. Вот приблизительное содержание надписи: "Высечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов".

    Гармоничный цвет, прекрасный динамичный рисунок этой композиции говорят о высоком уровне искусства фресковой живописи византийских мастеров, работавших в Крыму в XII - начале XIII века. Но, увы, состояние этой фрески самое плачевное. Равнодушие хранителей и хулиганское "озорство" горе-туристов могут привести к полному уничтожению редкостного памятника средневекового искусства.

    С южной же стороны столовой горы (дно ущелья здесь наиболее повышено) попадаем на плато. Путь наш пролегает по древней колесной дороге, проходящей вдоль скал зигзагами. В некоторых опасных местах дорога оснащена парапетами. Последний поворот ее входит в узкий коридор, вырубленный в скале. Здесь были когда-то ворота. Об этом пишет литератор и путешественник П. Сумароков: "При входе к нему (Эски-Кермену - Ред.) просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод...". Таким образом, перекрытие существовало еще в начале XIX века, а ныне сохранились лишь намеки на него. По обе стороны коридора есть следы других оборонительных сооружений, но весьма слабые.

    Справа от дороги, высеченной в скале, - пещерный храм ("Судилище") несколько необычного вида: четыре полукружия отделенных друг от друга помещений с несколькими сохранившимися колоннами. В одном из помещений, ориентированном на восток, видимо, был алтарь; сохранились остатки высеченной в скале купели и гробницы в полу.

    Недалеко от этого храма, у юго-восточного края плато, - другой, небольших размеров, именуемый "церковью Успения". В храмике этом до сих пор видны остатки многоцветной фресковой росписи, относящейся - предположительно - к рубежу XIII-XIV веков.

    Чтобы закончить осмотр городища, надо снова подняться на плато возле храма и идти дальше по его северо-восточному краю, мимо большого комплекса многоярусных пещер различного - хозяйственного и оборонительного - назначения. Здесь мы увидим лестницу, вырубленную в массиве скалы, - она уходит вниз, в глубокую искусственную шахту. Около восьмидесяти ступенек крутого трудного спуска приводят к источнику, которым пользовались во время осады. Вода накапливалась там, в каптаже емкостью около 70 кубометров. В VIII веке, во время захвата Эски-Кермена хазарами, в колодце сделан был пролом, и он стал доступен с внешней стороны.

    Далее слева видны фундаменты зданий - все, что осталось от одного из городских кварталов. Раскопками обнаружены небольшие усадьбы с домами обычно в два этажа: верхний служил для жилья, нижний - для хозяйственных нужд. Дома эти, крытые плоской черепицей, фасадами обращены во двор; характерны для юго-западного Крыма открытые веранды на втором этаже.

    Страшную картину уничтожения города монголо-татарами (XIII век) воссоздали найденные под завалами камней и остатками пожарищ скелеты людей с пробитыми и рассеченными от сабельных ударов черепами. Различные изделия из железа, меди, глины, кости, стекла, обломки черепицы с клеймами говорят о том, что до вторжения татар город был значительным ремесленным центром. Зерна пшеницы и проса свидетельствуют о развитии земледелия в окрестных долинах, где обнаружены при раскопках водопроводные - трубы.

    По данным археологов, все плато Эски-Кермена покрыто развалинами каменных построек, среди которых есть остатки обширных зданий. Чтобы воочию в этом убедиться, надо от фундаментов раскопанных домов свернуть к западу под прямым углом. Неровная бугристая тропа, петляющая среди каменных завалов, покрытых землей, приводит нас через заросли кустарников к остаткам большой трехнефной базилики. Церковь возведена - предположительно - в VI веке н. э. и разрушена, надо полагать, хазарами в VIII веке. В это же время, очевидно, гибнут и укрепления Эски-Кермена, и он превращается в открытое поселение. Позднее на территории базилики была построена часовня, существовавшая до окончательного разгрома города татарами. Уцелели мощные цоколи нефов, сложенные из больших, хорошо обработанных блоков, остатки фундамента, обломки беломраморных колонн, капители которых - с искусной резьбой коринфского ордера - хранятся в Бахчисарайском музее.

    Возникает вопрос: откуда жители брали камень на постройки? И сам собою напрашивается ответ: очевидно, вырубали из массива самой скалы, отчего и образовывались пещеры, служившие подземным добавлением к наземным постройкам. Сейчас лес, подступающий вплотную к развалинам базилики, скрывает строительные остатки, еще кое-где уцелевшие в этой некогда наиболее населенной части города.

    Вернувшись к восточному краю плато, свободному от зарослей (это самый удобный путь), направляемся к северной его оконечности. Отсюда открывается великолепная панорама: впереди - фантастическое нагромождение скал, над которыми вдали, на ровной поверхности скалистого плато, виднеется башня Кыз-Куле, а далее - бескрайние поля, переходящие к горизонту в холмы.

    Место, где мы находимся, - еще не конец плато, рассеченного глубокой щелью, которая разделила его на два плосковерхих массива. Скалы соединяются высеченной в толще основного плато лестницей; спустившись в расселину, она переходит в подземный маленький тоннель, ведущий к отколовшемуся массиву; далее лестница (общая ее высота 6 метров) ведет наверх скалы. Вернувшись к въездным воротам, спустимся по южному склону в долину, где хорошая ровная дорога приведет нас к входу в ущелье, над которым высится силуэт башни Кыз-Куле (видимо, остаток замка какого-то местного феодала).

    В глубине ущелья на развилке двух балок (там, где была в свое время деревня Черкес-Кермен*) высечено в скальном выступе небольшое помещение (3,2x5,2 метра), известное как "Храм донаторов". На скале сохранились слабые следы лестницы, ведущей в помещение, вырубки для балок и подпорок над входом в храм, служивших для крепления наружных пристроек. В XII-XIV веках церковь в несколько приемов расписана была фресками. Еще недавно удавалось различить лики святых, ангелов, портретные изображения донаторов - лиц, на средства которых сооружался храм. Многофигурные росписи украшали абсиду, потолок, северную и западную стены. Ныне от яркой, красочной живописи остались лишь жалкие клочки.

    информация* Позднее село Крепкое, ныне не существует.

    Всего в семи километрах от Эски-Кермена находится другой средневековый город - Мангуп. Благодаря недоступности своего местоположения и сильным укреплениям он не был взят татарами и долго сохранял независимость (до прихода турок в 1475 году).

    Мангуп - самый большой по площади средневековый город Таврики, одно время (в XIV-XV веках) столица независимого христианского княжества Феодоро. Если вы направляетесь к нему от Эски-Кермена, воспользуйтесь грунтовой дорогой, ведущей через колхозные поля к селу Залесному. Другой путь - через село Красный Мак, к которому надо вернуться и ехать автобусом вверх по Каралезской долине до того же Залесного. Дальнейший путь - пешком через долину, находящуюся сразу за селом. В этой долине проходим через одичалые остатки фруктового сада бывшей (давно уже покинутой жителями) деревни Ходжа-Сала.

    Но вот, наконец, и Мангуп - величественный массив с высоко поднятыми в небо четырьмя мысами (высота плоскогорья 580 метров над уровнем моря и более 200 метров над окружающей местностью). Крайний, ближайший к нам мыс, - Чамны-Бурун, далее Чуфут-Чеарган-Бурун, следующий - Елли-Бурун, а самый крайний к востоку - Тешкли-Бурун. Между мысами - овраги Табана-Дере ("кожевенный"), Гамам-Дере ("банный"), Капу-Дере ("овраг у ворот"). Мощные крепостные стены с башнями преграждали доступ на плато через эти овраги, сейчас заросшие лесом. Из-за деревьев проглядывают уцелевшие остатки оборонительных сооружений; среди лиственных и хвойных пород, скрывающих руины, немало диких яблонь, груш, лесных орехов, кизила.

    Наиболее пологая тропа, ведущая на плато, пролегает по оврагу Табана-Дере; когда-то здесь была и колесная дорога, но она заросла лесом и во многих местах разрушена. Пологая, но более длинная дорога (по ней и теперь можно проехать на машине) кончается у подножия мыса Тешкли-Бурун. Объехав или обойдя мыс, попадаем к главному входу и въезду на плато - бывшим воротам в верховьях оврага Капу-Дере.

    Слева от входа на плато зияют в скалистых обрывах полости искусственных пещер. С высоты столовой горы открывается незабываемое зрелище, особенно в ясную погоду. Если стать лицом к западу, видны Севастопольский рейд, серо-синяя полоса Гераклейского полуострова; правее - скалы Эски-Кермена, а за ними - холмы, предгорья и степи. Обернувшись к юго-востоку, видим величавый синий силуэт Чатыр-Дага, вершины Главной гряды Крымских гор - Кемаль-Эгерек, Демир-Капу и другие, скрывающие Южный берег. Всего, что видно с Мангупа, не охватить глазом. Прекрасен Мангуп в любое время года, но особенно весной, когда он покрыт густой высокой травой, цветами и цветущими кустарниками.

    О времени основания Мангупа нет единого мнения у его исследователей. Одно несомненно: разведки и раскопки последнего времени показали, что уже в первые века нашей эры на плато было поселение. В V-VI веках (по иному предположению - в VIII) строится крепость на Тешкли-Буруне; с X начинает отстраиваться весь город. Отдаленное, изолированное местоположение Мангупа, этого огромного "острова", окруженного со всех сторон труднодоступными лесистыми балками и оврагами, защищенного с юго-востока 40-метровыми вертикальными обрывами, а с северо-запада двухкилометровой оборонительной стеной, спасало его от вторжения врагов на протяжении почти тысячи лет.

    По некоторым письменным источникам и надписям на камнях известно, что город в XIII-XV веках назывался Феодоро, а его владетели происходили из армянского княжеского рода Гаврасов, ранее правивших в Трапезунде. В русских документах они именуются князьями Мангупскими, генуэзцы называли их "господами", татары - "беями".

    Территория княжества, включавшая до прихода генуэзцев и весь южный берег от Алушты до Балаклавы, в средневековых источниках зовется "Готией". Население "Готии" было весьма пестрым по своему этническому составу. Помимо потомков тавро-скифов, скифо-сарматов, готоаланов, жили тут и греки, и армяне, и караимы. Жители занимались земледелием - хлебопашеством, садоводством, виноградарством. Одной из важнейших отраслей их хозяйства было животноводство. Больше всего разводили овец и коз, а также местную породу низкорослых коров; как тягловая сила использовались быки, волы и ослы. В условиях горной местности лошади держались главным образом для военных целей.

    На Мангупе процветали ремесла - гончарное, кожевенное. На высоком уровне было строительное дело: сооружались не только дома, дворцы и храмы, но и мощные оборонительные стены с башнями (которые турки так и не смогли взять приступом). Обломки мраморных колонн, капители с тонкой резьбой, резные наличники окон и дверей, украшавших дворцовые помещения, свидетельствуют о мастерстве камнерезов, знакомых с архитектурными традициями Византии, Малой Азии и Армении.

    Княжество Феодоро уцелело и от орд Ногая в 1299 году, и от полчищ Эдигея, разгромивших Херсонес и многие селения юго-западной Таврики. Однако утрачена была часть территории, занятой тогда татарами, и часть поморья, где бесцеремонно хозяйничали генуэзцы.

    На побережье полуострова возникают и быстро растут вначале венецианские, а затем генуэзские фактории. Мало-помалу в руках: генуэзцев оказались не только укрепленные пункты, по и плодородные земли в прибрежной части восточного и юго-западного Крыма. Несмотря на это, княжество Феодоро сохранило свою независимость В XIV-XV веках оно выступает как значительная политическая сила, с которой считались и Крымское ханство, и Генуя, и другие государства Европы.

    Князю Алексею, правившему в Мангупе до 1434 года, пришлось вести борьбу за выход к Черному морю, потеряв Балаклаву, феодориты устраивают гавань в устье реки Черной, под защитой крепости Каламиты (позднее Инкерман), которая становится главным портом юго-западного побережья. В 1433 году происходит вооруженное столкновение с генуэзцами. Поначалу князь Алексей при поддержке хана Хаджи-Гирея отвоевывает Чембало. Однако из Генуи была послана целая эскадра галер с шестью тысячами воинов. Чембало снова взята генуэзцами, защитники крепости перебиты, Каламита сожжена. Не довольствуясь этим, генуэзцы двинулись карательной экспедицией по суше и по морю на юго-восток полуострова, стремясь захватить и Солхат (Старый Крым), но были разбиты наголову ханом Хаджи-Гиреем.

    После смерти в 1434 году князя Алексея правят его сыновья Алексей (1434-1456), Олубей (1436-1471) и Исаак, или Исайко (1471-1475). Александр, вступивший на престол в 1475 году, был князем всего несколько месяцев (о нем см. ниже). Каламита была восстановлена, успешно велась торговля. Генуэзцы, ввиду изменившейся политической обстановки (турецкая опасность), стали искать союза с Феодоро.

    С "господами Феодоро" стремились породниться князья и другие властители Стефан III, господарь Валахии и Молдавии, женился на дочери Исаака. Московский великий князь Иван III хотел женить сына на другой дочери Исаака; велись предварительные переговоры через посредство послов Н. В. Беклемишева и А. И. Старикова, но весной 1475 года Исаак умер. Его старший сын, бывший в то время в Молдавии, поспешил вернуться и вступил на престол - всего за несколько дней до высадки турецкого десанта у Кафы.

    Турки осадили Мангуп в июле 1475 года. Пять раз они тщетно штурмовали крепость. В течение почти шести месяцев простояли они под ее стенами, и только голод заставил защитников сдаться на милость победителя. Город был разграблен, сожжен, немногие уцелевшие жители уведены в плен вместе с князем Александром и его семьей. Князя Александра по повелению Мехмета II турки казнили, а Мангуп и вся территория княжества стали собственностью султана.

    Столетие спустя после трагических событий 1475 года на Мангупе побывал уже упоминавшийся нами Мартин Броневский. По его словам, там "оставалась одна церковь, жил один греческий священник да несколько евреев и турок, прочее все приведено в ужасное разорение". После присоединения Крыма к России (1783) последние жители покинули город.

    Осмотр памятников Мангупа надо начать с мыса Тешкли-Бурун, поднявшись от ворот по тропинке. Как уже говорилось выше, крепость на этом мысу - цитадель - построена раньше города: по мнению некоторых исследователей, в V-VI веках н. э. (перестраивалась в X веке).

    Перед нами высокая оборонительная стена, пересекающая мыс с востока на запад. У ворот - величественные руины двухэтажного здания. Постройка сильно разрушена, последний раз она ремонтировалась в конце XV века турками. С внутренней ее стороны широкие окна и двери, наличники которых украшены высокохудожественной резьбой по камню в малоазийских традициях. Отсюда здание похоже больше на дворец, чем на крепость: возможно, оно и было укрепленной резиденцией мангупских князей.

    В цитадели, неподалеку от ворот, - остатки октагона, небольшой восьмигранной церкви с одной абсидой (VIII век). Дальше надо идти к оконечности мыса, где находится комплекс пещерных казематов Барабан-Коба. Здесь были и наземные постройки: на краю видны вырубки для фундаментов стен и башен, защищавших подступы к главным воротам. Вход в казематы - по лесенке, высеченной в скале. В самой большой пещере стоит колонна, поддерживающая потолок: при ударе раздается звук, похожий на бой барабана (отсюда и название Барабан-Коба - "пещера-барабан"). Полагают, что в пещере было судилище и тюрьма, и турки, владевшие Мангупом с 1475 года до начала 70-х годов XVIII века, держали тут пленников и заложников. Известно, что в 1569 году сидел на Мангупе под стражей русский посол Афанасий Нагой с товарищами, а в 1572-1577 годах - Василий Грязной. Впрочем, для той же цели могло служить и подобие зиндана (тюрьмы) при главной башне цитадели, а пещеры па мысу использовались, скорее всего, в качестве караульной и своего рода гауптвахты.

    Выйдя из цитадели, направимся к наиболее возвышенной части плато, откуда можно проследить планировку города. Дома располагались ближе к верховьям Табана-Дере и Гамам-Дере, где находятся и в настоящее время источники воды. Раскопками обнаружен фундамент двухэтажного дома - предполагаемый дворец владетелей Мангупа (он находится против мыса Чуфут-Чеарган-Бурун). Это большое, почти квадратное в плане здание (35x40 метров). С северной стороны к нему примыкала башня, от которой сохранились кладки фундамента и остатки винтовой лестницы.

    Время строительства башни относится к 1425 году. Согласно найденной в ней надписи, высеченной на камне, "была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья".

    Во время раскопок найдены были плоская черепица с клеймами (греческими буквами), множество обломков всевозможной привозной посуды из Египта, из Персии, что указывает на обширные торговые связи. Неподалеку от так называемого княжеского дворца ведутся раскопки большой трехнефной базилики с двумя рядами колонн внутри (по 6 в каждом). С севера и юга к ней примыкали галереи. Строительство, вернее сказать последний строительный период, этого самого большого на Мангупе храма (длина 31,5, ширина 26,2 метра) относится к XIV-XV векам. Одни исследователи датируют памятник VI веком, другие относят его к более позднему времени. Кто из них прав, покажет будущее - раскопки еще не завершены.

    За пределами крепости в обрыве скалы следует осмотреть пещерный храм с остатками росписи. К нему можно спуститься сверху, с плато, через расщелину в скале. Другой путь туда - при подъеме в крепость. В плохо сохранившейся росписи сквозят черты итальянского искусства эпохи Возрождения.

    Большая часть плато в его северо-восточной части еще не раскопана, но можно проследить по выступающим буграм планировку улиц и переулков, отдельных усадеб, оград, домов. От Мангупского княжества не осталось никаких архивных документов, даже церковных записей, - все погибло в огне пожарищ той бурной эпохи или было увезено за пределы нашей страны. Поэтому раскопки - пока единственная возможность узнать о жизни на Мангупе, о его экономике, культуре, населении.

    К северо-востоку от дороги на обсерваторию, у села Скалистого, находится Бакла - поселение и крепость, а также расположенный вблизи них некрополь, полностью изученный в связи с разработкой каменоломного карьера.

    В 1958-1960 годах экспедиция Института археологии АН УССР и Бахчисарайского историко-археолог